Как бы не говорили, но мы живем в двух мирах. Эти миры – отражение того, что мы знаем о том, что нас окружает. Первый мир – то, где мы живем и с чем непосредственно имеем дело каждый день. Второй – то, что мы слышим о происходящем. И как бы не пытались говорить, что только ущербные общества зациклены на своих проблемах, уйти от ежедневных проблем мы не можем.
Можно как угодно к этому относиться, но чрезмерная политизация общества – это данность. Исходит эта проблема от низкого качества государственного сервиса и использования политических инструментов не по назначению. Все это приводит к уродливым формам и негативно сказывается на повседневной жизни.
Я пытался не думать об этом, ведь есть и другие более значительные для меня вопросы. Но вчера произошло два события, которые заставили вспомнить о том, что написано у меня в дипломе.
Две беды индустрии политики в Украине
Первая. Я окончательно понял, что политконсалтинговая индустрия у нас недоразвита по причине отсутствия критической массы специалистов. Элементарно отсутствует понимание политической социологии, политического ландшафта. То есть, базовых знаний, которые позволяли бы оценивать процессы и принимать на основании таких оценок решения. Я не говорю о большинстве населения, а о тех, кто называет себя “экспертом”, “политическим консультантом”, “политтехнологом” и прочим “политологом”. Ведь даже те, кто являются более-менее компетентные специалисты недовольны качеством политических проектов.
Вторая. Это заявление иностранцев, что у нас отсутствует политическая наука вследствие “низкого уровня подготовки политиков, журналистов и “политтехнологов” для ведения конструктивного диалога…Большинство политических обозревателей, которые доминирует в украинских СМИ получают плату не за обстоятельный анализ, а за распространение псевдо-аналитического лоббирования интереса их спонсора. Много журналистов, которые комментируют политические процессы, делают это из добрых побуждений, но не имеют достаточной квалификации, вследствие отсутствия знания и ограниченного интереса в деталях сравнительной политической науке, эмпирических социальных исследованиях или конституционной инженерии. К таким дискуссиям часто присоединяются и люди искусства, писатели и другие интеллектуалы, которые желают что-то сказать о положении дел в Украине, но в этом порыве выходят за рамки своей компетенции. Чрезмерное вовлечение дилетантов в такие вопросы, очевидно, является прямым последствием недостатка высокопрофессиональных политических исследователей в публичном пространстве“.
Итак, складывается следующая картина:
- политики не могут ничего сделать, потому что они такие, какими есть. Это данность. Образования политического у них часто нет, в этом они полагаются на консультантов. Низкокачественные консультанты показывают, что с избирателями можно не считаться. И когда такой деятель приходит к власти – он и продолжает делать то, что он усвоил от своих консультантов.
- политические консультанты – низкого профессионального качества. Они выросли в 1990-х из разных специальностей, т.к. не было кому работать в этой индустрии. Но вместо того, что бы развиваться, решили все законсервировать. Так же проще.
- политические журналисты и политологи – так же низкого качества из-за отсутствия качественно нового подхода к исследованию социально-политической деятельности. Во многом это благодаря отсутствию такого запроса.
- общество также не имеет значительного багажа знаний из-за выше названых причин, хочет чего-то другого, но не понимает всех процессов.
Неужели замкнутый круг?
Нет, совершенно нет. Есть два варианта:
- отдельные островки общества минимизируют контакты с государственной машиной и сформируют свои формы организации.
- политические консультанты нового поколения станут катализатором изменений.
В любом случае – это война миров, старого поколения против нового. Т.к. формирования генетически новой общественной формы организации требует основательного анализа, скажу пару слов о политконсультантах.
Есть несколько возможностей:
- новое поколение должно объявить войну старому поколению и вытеснить их из индустрии, при этом новое поколение это не возрастная категория, а парадигма мышления. При этом, война заключается в разоблачении низкокачественных и не этических (направленных на унижение воли людей), а следовательно репутационно разрушающих форм политической активности;
- новое поколение должно стать медиатором между общественно-политическими процессами и людьми, действуя сообща и используя относительно дешевые и эффективные технические средства (социальные медиа, как пример);
- новое поколение должно подтянуть уровень ведения политического диалога, а следовательно погруженности общества в понимание процессов, разъясняя доступным языком, но не упрощая предмет разговора, людям о чем идет речь.
- таким образом, вследствие двойного давление нового поколения сверху и снизу возможен переход к новой парадигме общественно-политической организации. А новое поколение сможет стать лидерами отрасли.
Утопия?
Возможно. Но я хочу, что бы она осуществилась.
Кто за или против?
Я согласен, но это все носит исключительно декларативный характер. Я не вижу механизмов, которые бы могли реализовать данные интенции помимо простого, очень длительного, поступательного образовательного процесса 🙁
А значит, наше (новое) поколение не увидит результатов своей деятельности при жизни
Возможно, но если удасться зарядить 10-15% активных, то для социальной динамики этого достаточно. Других таких заинтересованных и системных триггеров пока что не вижу…