Когда меня спрашивали “зачем другие страны (чаще всего это Швеция, Норвегия и Польша) помогают Украине финансово?”, как правило, я говорил о ценностях демократии и других виртуальных вещах, пытаясь скрыть недоумение. Во-первых, если дают деньги, при чем, практически бесплатно – и без подвоха, то зачем спрашивать? Во-вторых, предполагал, что это нужно для того, чтобы объяснить своим гражданам как же правительство борется за демократию. В-третьих, закрадывались сомнения, а не существует ли какой-то умысел, вроде “отката”. И в-пятых, я действительно не мог себе объяснить.
Взгляд дилетанта
Но особенность сознания состоит в том, что когда психика не может что-либо объяснить, то тянет к себе все, что попадается под взгляд (интенцию) и пытается таким образом заместить недостающие фрагменты. Конечно, не всегда такое замещение получается верным. Но если это удовлетворяет логические законы индивидуального сознания, описывает причинно-следственные связи, – замещение идентифицируется как истинное. Хотя, это и не означает, что замещение не может отражать объективную картину мира.
Характер нордический
Не так давно мне попали данные IPREO по инвестиции институциональных фондов в страны СНГ за 2010-2011гг. и оказалось, что наибольшими инвесторами оказались именно Норвегия (3-я позиция) и Швеция (4-я позиция).
Кроме того, мотивы такого Швеция не скрывает. В отчете одного из наиболее активных инвестиционных фондов Швеции в Украине (East Capital) читаем:
- 2010г. – Большинство рынков Восточной Европы продолжает демонстрировать высокие прибыли по возврату инвестиций. Россия и Турция демонстрируют хорошие показатели, но Балтийские страны и Украина без сомнений являются лидерами.
- 2011г. – Украина показывает рост, но политическая нестабильность оказывает давление на рынки.
Сосед
В этом списке не упоминается только Польша, которая входит в другую категорию. Но устремления этой страны оказать поддержку Украине находят другие основания.
Участники рынка уже успели заметить, как за последние время активизировалась Варшавская фондовая биржа в Украине, обеспечивая доступ пенсионных фондов Польши к украинским компаниям.
Цена альтруизма
Как видим, за стремлением Норвегии, Швеции и Польши помочь Украине в развитии стоят прагматические интересы. Для этих стран – Украина хороший актив. Да, есть риски, в основном, связанные с политической стабильностью (как отмечает Швеция), или с непрозрачностью и плохим корпоративных управлением (Польша).
Поэтому, страны готовы инвестировать в Украину как финансово (Норвегия), так и способствуя развитию политических и экономических институтов (Швеция, Польша), надеясь на получение дивидендов.
Таким образом, то что выглядит как бескорыстная помощь, является расчетливым планом по получения прибыли. Но чтобы вернуть вложенные средства и планировать цену акций, игроки рынка должны соблюдать правила, реализовывая стратегию win-win.
Что же, как оказалось, просто так давать деньги никто не собирается. Ведь инвесторы хотят прозрачности, прогнозированости, гарантии возврата вклада. Но, в конечном итоге, мы также получаем выгоду в виде экономико-социального развития.
И еще раз об инвесторах
Одна моя преподавательница экономики как-то сказала: “Когда ВР пришли в Украину, я не знала – радоваться или нет. Когда уходили – поняла, что надо было радоваться”.